Интернет-агентство Tatsel.ru
Интернет-проекты: дизайн, программирование, продвижение
Создание корпоративного сайта
Думаем, работаем, творим
Создание сайтов Продвижение сайтов Базы данных Каталог сайтов
Главная О проекте История Консультации Контакты     

Дело Tatsel
Разработка сайтовПродвижение сайтовОценка эффективности сайтовПоговорим о СЕОПродвижение сайта. Направления работыМысли о светлом пути и поиске кладовФокус-группа как способ оценки сайтаЧто включает в себя поддержка интернет-проектаПример анализа статистики посещаемостиПример исследования сайтаБазы данныхФинансовый анализАттестация персоналаДизайн сайтовАнимацияПолиграфияCD-презентацииЗаметки на полях

Фокус-группа как способ оценки сайта

Фокус-группа - это некое собрание людей, которым предлагается рассмотреть некий товар или услугу, или рекламные листовки, или какие-то тексты с целью формирования представления о том, насколько существующая или предполагаемая компания по продвижению и рекламе эффективна и интересна какой-либо аудитории. Одной из целей фокус-групп также является поиск скрытых недостатков или ошибочных предположений о пользовательских потребностях и мнениях.

В практике оценки сайтов к такой форме работы прибегают редко, прежде всего потому, что довольно проблематично и затратно собрать группу участников. Да и сам принцип получения информации оказывается громоздок и неудобен. Куда прощу посмотреть на посещаемость, соотнести ее с числом звонков и покупателей, и получить вполне логичные и понятные цифры, с которыми можно оперировать, динамику которых можно отслеживать. Тем не менее, подчас взгляд со стороны важен и нужен - для получения объективной оценки придуманных изысков, нахождения ошибок, оценки юзабилити. Коллективное рассмотрение сайта со стороны - это качественная оценка, получение данных о направлениях интеллектуальной и дизайнерской работы над сайтом.

Проще всего собрать фокус-группу из знакомых веб-мастеров. В рассматриваемом исследовании приняло участие пять человек - на условиях дружеской взаимопомощи. "Собрания" группы проходили в сети интернет раз в неделю. Каждый из участников рассматривал четыре чужих и один свой сайт. Длительность всей компании составила, соответственно, пять недель. Часть общения происходила в он-лайн режиме, но для облегчения работы друг друга каждый веб-мастер кратко ответил письменно на вопросы заранее составленной хозяином сайта анкеты.

По итогам работы один проект был переработан кардинально, один сайт успешно разделился на два. Для рассматриваемого в этом отчете сайта были сделаны важные выводы, учтенные при разработке новой версии сайта. Эти изменения коснулись дизайна, навигации и части содержания сайта.

В приведенном отчете рассматривается версия сайта компании "Золотое Сечение" от 2008 года:


Внешний вид сайта Золотого Сечения в 2008 году

Как таковых правил письменных ответов не было составлено (хотя он-лайн полемика по ряду вопрсов протекала весьма бурно), все анкеты предварялись лишь коротким вступлением:
Уважаемые друзья, просим высказать ваше мнение о проекте.
Пожалуйста, отвечайте на вопросы кратко. 2-3 предложения. И по существу. Избегайте ненормативной лексики и грубых выражений. Любые негативные замечания выражайте в корректной форме. Критика приветствуется конструктивная.
Пишем не общие теоретические посылы, а конкретные впечатления. Личное мнение. Желательно – самое первое восприятие.

Орфография и пунктуация авторов отчетов сохранена в исходном виде. В опросе было 15 вопросов. Несколько вопросов было исключено, как частные и не представляющие интереса для широкой публики.

Анкета опроса о сайте

1. Понятно ли, что предлагают, продают, рекламируют на сайте. Ваше резюме.

1. предлагают картины из паркета

2. Дизайн паркетного пола. Паркет.

3. Художественный паркет. Торговля, дизайн.

4. Художественный паркет – деревянное покрытие пола с рисунком из различных пород дерева.

5. Художественный паркет. Дизайн, изготовление. Паркетные работы.

Всем все понятно.

2. Ценовая группа товара.

1. для тех, кому деньги девать некуда

2. Элитный товар для обеспеченных. Излишество.

3. Дорого. Очень дорого.

4. Дорого.

5. Дорогостоящий товар, роскошь, излишество.

Правильно.

3. Целевая аудитория.

1. дизайнеры, архитекторы, строители, заказчики

2. Богатые и очень богатые. Склонные к роскоши. 2. Те, кто ценит понты. Любители дороговизны в интерьере – чтоб не только красиво смотрелось, но и дорого. Любители закоса под старину – Эрмитаж чистенький, но бедненький. По идее – музеи, выставки  – но им не по карману.

3. Студии дизайна для богатых.

4. Владельцы частных загородных домов и студии

5. Верхушка среднего класса и богатые

В целом все верно.

4. Комфорт пользователя в целом. Юзабилити.

1. вполне адекватный

2. Не понравилось меню. В надписи  надо всматриватся. Двойные рубрикаторы пути по сайту не нужны, только сбивают. Кроме алт к картинкам лучше везде делать подписи.

3. Средне. Развернул бы на 100%. Шрифт мелок. Курсивы абзацами убрать.Картинки паркета в каталоге и портфолио увеличить и заново оптимизировать. Меню горизонт не помешало бы с заголовками частей.

4. На троечку. Слишком длинное меню слева. Мелкий шрифт. Плохо расставлены акценты на основную инфу.

5. Нормально. Но есть сильные раздражители – до отторжения (закрыть страницу и больше не возвращаться). См. далее

Мнения разделились. Больше всего претензий к длинному меню. В следующей версии сайта меню сделано динамическим и целевым для каждого раздела.

5. Удобство навигации.

1. кто ищет, тот найдет. главное, посмотреть меню слева – там все написано

2. Нормально. Удобно, что все в одном меню, хотя оно и длинное.

3. Так себе, на уровне плинтуса. Меню мелкое и слишком большое. Все впихнуто в один столбец, сложно сориентироваться. Шрифт с загогулинами – отстойно и нечитабельно, убрать. Все шрифты увеличить. Кое-где не грузятся картинки. Есть битые 404 страницы. Портфолио - так и назвать. Для раздела Все о паркете сделать отдельное меню.

4. Все те же три балла. Стандартные меню. Имхо – надо какую-нить придумку для принуждения посетителя к определенному маршруту следования. Внутренней перелинковки практически нет.

5. Неудобно. Одно длинное меню, много крутить колесико. Рекомендую: Из двух блоков рубрикации оставить один. Сделать горизонтальное меню с основными рубриками.

Проблемы с меню очевидны и бросаются в глаза.

6. Общее впечатление от графики и иллюстраций.

1. фиолетовый бледноватый на фоне белого (не контрастный). картинки проектов очень вычурные, хотя это не зависит от админа сайта

2. Разноликость. Где-то отличного качества фотографии и макеты, где-то jpg с сжатием 3 и маленькими размерами. Есть ощущение избыточности графики.

3. Серого слишком много, теряется контрастность картинок. Фиолетовый на белом было бы ярче и интереснее. Топы надо менять – один и тот же скучно. Желтый – блеклый, гнусный. К вайолету просится красный. И с крупными картинками паркета будет не так тоскливо. Старая оптимизация картинок – лучше сделать новые качественные картинки в портфолио и каталоге. Каталог – лоскутное одеяло. Глаза разбегаются, но сфокусироваться не на чем. Маленькие образцы в каталоге – лучше в 2 раза крупнее.

4. Нормально. Старые фотки некоторые пересканил бы. В каталоге в общих списках – лучше одинаковые по  типу картинки. Фото так фото, фотошоп так фотошоп.

5. Не идеально. Но живенько, ясно, что сайт в работе.

Ясно, что есть проблемы с серым и фиолетовым, а также разной оптиимзацией картинок в каталоге. Новая версия решена принципиально в иной цветовой гамме. Картинки заменяются в процессе формирования нового каталога.

7. Общее впечатление от содержания.

1. паркет, паркет и еще раз паркет (как будто гномы, только лесовики)

2. Хорошее. Полно всего для любителей поковырятся в инфе.

3. Много всего, большую часть не осилил. Вроде все в тему, но за один заход не поднять

4. Неплохо. Контент собирается долго, бережно хранится. В каталоге с виду достаточно позиций.

5. Трудились люди. Насобирали, накопили. Не всегда в тему, но в целом – неплохо.

Акцент на объем информации, но особых восторгов нет.

8. Представление одного конкретного товара, услуги.

1. понравилось

2. Кое-где мало картинок

3. Где-то густо, где-то пусто. Картинки все разнородные. Выравнивание нечеткое. Хотелось бы здесь больше инфы – кое где только 2 картинки. Без слов и объяснений.

4. А кто мешает разместить текстов на странице конкретного модуля – и людям приятно, и роботы пусть читают. Тем более, если с выдачей мотает. Картинки картинками, но скучновато их листать. Добавить темку про великих – если уж дворцы, то именно на таком полу царь-батюшка танцевал и т.п.

5. Смахивает на инет-магаз продуктов. Картинка, заголовок - и все. Рекомендую: Картинки по лефт выровнять все.

Есть, над чем поработать.

9. Информация по теме, предмету, области вообще и в частностях.

1. Нужно информацию по уходу как-то выделить, а то она теряется среди прочего

2. Много всего. Понятно, что люди выложили все, что могли и не могли.

3. Все публикации – старые. Дипломы – старые.

4. Много лишних нюансов. От энциклопедий уже тошнит. Разумно постепенно вытеснять лишнее более направленным контентом. А остальное сливать в сателлиты.

5. Стандартный подход: собрали энциклопедию, сложили, сидят – радуются. Не оригинально. Инфы много, но ее не увязать в целостный кусок для посетителя.

Проблемы с меню вызывают дезориентацию посетителей, а отсюда излишнее внимание к энциклопедии и недостаточное к каталогу. В новой версии предусмотрены более четкие способы перемещения и выраженная древовидная структура разделов, статей и товаров.

10. Уровень компетентности компании, степень доверия к сайту.

1. оценить по сайту степень компетентности нельзя, только по предоставлении услуг можно судить о качестве паркета и обслуживании.

2. Хороший. Доверие должно подтвердится звонком.

3. Средний. Сайт – сборная солянка. Целостности нет.

4. Принципиально не оцениваю компании по сайтам. Сам сайт нормальный.

5. Все приемлемо.

Оценка между удовлетворительно и хорошо. Однако двое из пяти опрашиваемых не смешивают компетенстность компании и качество сайта.

11. Отрицательные раздражители, негативные факторы, то, что вызывает отторжение.

1. почему-то окно размещается не на весь экран, а занимает определенную область, оставляя по бокам белые области

2. какой-то вверху заголовок некрасивый, слева в меню прописные буквы - нечитаемый шрифт

3. Фиолетовость. Холодный и мрачный цвет плохо действует на теплые желтые цвета паркетов.

4. Дурацкий шрифт с завитками. Очень мешает. Домашняя заготовка Васи Пупкина, 5а класс. Детство фронт-пейджа.

Много серого. Серый фон, серые меню, серые подложки, на которых торчат белые углы в фотках и товарах.

5. Шрифт с завитками. Если бы не поставленная цель – ушел бы сразу, как только увидел

Шрифт был применен на сайте по настоянию владельцев сайта, несмотря на уговоры выбрать что-то более читабельное. Опрос показал, что красивость неудобного одля чтения шрифта сильно раздражает посетителей вплоть до желания покинуть сайт.

12. Возникло ли желание купить товар, воспользоваться услугой (примем, что финансовых ограничений для вас нет) Да-нет, аргументируем.

1. больно все какое-то квадратное, нет полосатых рисунков, прямоугольных. В общем, все это архитектурные излишества, меня привлекают добротные простые, аскетичные вещи, так что это вряд ли такого рода паркет для меня.

2. Да, если бы то, что в скобках было правдой.

3. Нет, я не поклонник излишеств. Но любитель больших толстых мягких ковров

4. Мейби. Из сайта есть ощущение дороговизны и понтов. Наверняка есть возможность подвинуть тему к среднему классу. Типа - вам это по карману. И еще - мне цветочки-лепесточки неинтересны. То, что может вписаться в техно-среду, минимализм, что-нить японское, на сайте не представлено.

5. Да, но не в первой встречной конторе.

В целом, позитивный итог - три положительных ответа, один отрицательный, причем отрицание связано с индивидуальными предпочтениями участника, один неопределенный ответ - и для этого участника существуют предложения соответствующих дизайнов, это тема для дальнейшей работы.


Представленный опрос иллюстрирует, что с помощью сравнительно простого исследования можно выявить ряд проблем с сайтом. Однако следует помнить, что ответы давались не потенциальными заказчиками, а веб-мастерами. И в устном обсуждении, и в письменных ответах много внимания уделено чисто профессиональным моментам, в то время как для посетителя зачастую более важен импринтинг, первое впечатление. Взгляду веб-мастера (даже начинающего) присущ подход с точки зрения теоретической переделки - а что бы сделал иначе. В этом смысле фокус-группа из интернет-профи формирует акцент именно на технику сайта, а хотелось бы зачастую получить мнение от менее разбирающегос в тонкостях человека.

Тем не менее, исследование даже "неправильной" выборки участников оказалось весьма любопытным. Ряд конструктивных предложений и замечаний был учтен в дальнейшей работе и разработке новой версии сайта.

Т.Селянинова, 2010

версия для печати

Следующая страница: Что включает в себя поддержка интернет-проекта

    • Начало   • Деятельность   • Продвижение сайтов   • Фокус-группа как способ оценки сайта  

Детские песни Флора в доме Здоровье Сказки ведьмы Плоский мир
    © Tatsel.ru, 2000-20020. Интернет-проекты: дизайн, программирование, сео. о проекте   карта сайта   контакты